среда, 29.04.2009 20:41 Давность: 6 yrs

РУССКИЕ ИКОНЫ

 

Важнейшее эпохи в истории русских икон можно установить довольно твердо.

РУССКИЕ  ИКОНЫ

РУССКИЕ ИКОНЫ

Первая, наиболее древняя эпоха, продолжается от начала христианства до 15 века. Она может быть названа первичной эпохой Русской иконописи, которая сложилась под воздействием Византии. Эта эпоха характеризуется строгостью иконографических типов и композиций, некоторой угловатостью форм, простотою замысла и композиций, незначительным числом красок, недостатком переходных тонов и теми техническими признаками, которыми специалисты до последнего времени определяли так называемую Новгородскую школу.

Следующая эпоха охватывает 16 и 17 века и считается эпохой высшего развития самобытной русской иконописи. Она характеризуется творческой свободой, изяществом форм, склонностью к сложным символическим и историческим композициям, разнообразием светлых колеров и теми техническими признаками, какими обычно определяется Московская школа.

Третья эпоха – переходная – охватывает конец 17 века и начало 18 века. Со стороны стиля и композиции она характеризуется полным ослаблением старых иконописных традиций. Главные ее признаки – подражание западноевропейской живописи в трактовке сюжета и живописи форм.

Определение этих эпох основывается на исследовании самих икон, которые по достоверным преданиям и приметам относятся именно к этому времени и на основании сравнения икон с фресками и миниатюрами, которые имеют более точную хронологическую определенность в различных письменных источниках. Рядом с признаками стиля должны стоять признаки иконографических композиций и форм икон, которые часто дают ясные указания на время написания иконы.

Исторические данные позволяют установить факт изначального употребления икон в русских храмах и частных домах .В 986 г. летописец, говоря о создании Святым Владимиром церкви Пресвятой Богородицы в Киеве, заметил, что строитель призвал для этой цели греческих мастеров и взял для новой церкви несколько икон из Корсуня. От греков научились писать иконы и русские. И греки и русские писали иконы по преданию и по лучшим греческим образцам, поэтому древнейшие русские иконы должны были отличаться единообразием сюжетов и композиций. Изменение в иконе влекло за собой опасение – изменить в чем-нибудь саму веру. Икона являлась внешним выражением веры и предметом религиозного почитания и она должна была выражать определенную догматическую или нравственную идею, ее красота должна была быть красотою внутреннего выражения. Скромность и смирение в изображении святых ликов, изнурение плоти и подвижничество, большие выразительные глаза, полная драпировка, тщательность отделки всех частей фигуры, строгость и выразительность, надписи греческие и русские эти качества иконы вполне удовлетворяли религиозное чувство древнерусского человека.

Техническая сторона иконы заключалась в следующем. Для иконы выбиралась крепкая сухая доска – липовая, кипарисовая или дубовая. Она всегда имела четвероугольную форму, но величина ее была неодинакова. От различия в величине произошли названия икон – пядница, локотница, пятилистовая, шестилистовая, восьмилистовая. Толщина иконы небольшого размера.

Подготовка для иконного письма состояла в следующем. На лицевой стороне делали выемку, оставляя широкие выпуклые поля . С задней стороны скрепляли доску одной или поперечными шпонами. Лицевую сторону доски проклеивали для предохранения ее от сырости. Затем брали кусок холстины или ветоши, или серпянки и наклеивали ее на доску, чтобы лучше держался левкас. Эта наклейка называется паволокою На паволоку накладывали левкас, состоящий из толченого алебастра с клеем – алебастровый левкас греческого происхождения отличается необыкновенной твердостью и способностью к сопротивлению влияниям воздуха. Сейчас он обычно заменяется меловым левкасом. Левкас составляет грунт изображения. После того как он высыхал, его скребли ножами и выглаживали хвощем и на нем писали изображение – сперва выводили острой иглой по левкасу рисунок, а потом раскрашивали.

Краски назывались вапами или шарами и разводились на яичном желтке. Для плавки лиц употреблялись главным образом – вохра, белила, умбра (темнее вохры), а для доличного письма – вохра, киноварь и празелень. От изобилия вохры колорит старинных икон был темный. Фон на иконах покрывался санкиром (смесь вохры с чернилами), празеленью и листовым золотом, Доличное иногда украшалась зололтом на гвентах, т.е. чертахили складках одежды. Венцы по санкиру растушевывались зеленью и жженой вохрой или багрецом. Подписи по золоту делались киноварью
а по краскам – сусальным золотом или белилами. Готовую икону покрывали олифой, вследствие чего краски на ней скоро темнели. В эпоху высшего расцвета русской иконописи в 16-17 веках, употреблялись в иконописной практике бакан венецейский, блягиль ( сурик, жженный на железе), киноварь, голубец, ярь венецейская, ярь медянка (зеленая), белила немецкие, вохра слизуха, празелень немецкая, червлень немецкая, багор немецкий, вохра греческая, празелень греческая и белила кашинские.

Иконописцы по различию специальности делились на несколько групп. Знаменщики - они занимались составлением рисунка, лицовщики – писали только головы и лица, доличные – писали части изображений от головы и лица до ног, травщики - писали обстановочные изображения: палаты, деревья, травы, златописцы – клали золото на иконы, левкащики - клали левкас, терщики – растирали краску и так далее. Таким образом, икона проходила через много рук иконописцев с разным талантом и умением.

Единство и цельность иконе сообщал знаменщик, но в большинстве случаев он брал композицию с готового образца и переводил ее на новую икону. В общем и целом все мастера, принимавшие участие в создании иконы следовали преданию, но одни из них предпочитали одни краски, другие – иные, одни писали мелко, другие крупно, одни любили строгие мрачные иконы, другие – светозарные и красивые Отсюда и различие так называемых русских иконописных школ, но. это не различие художественных направлений в западноевропейском смысле.

В Росси было три главные иконописные школы – Новгородская, Московская и Строгановская, остальные менее заметны или по незначительной древности (Сибирская), или по недостатку высоких качеств (Суздальская) или вообще потому, что

близко подходят к одной из трех названных школ. Какие же отличительные особенности главных школ?

Новгородская школа – ее признаки: резкий рисунок, длинные прямые черты, фигуры по большей части короткие в 7 или 7 с половиной голов, длинное лицо, опущенный на губы нос. Выражение лица строгое, но вместе с тем величественное и спокойное. Одежды, по большей части, писаны в две краски, складки и оттенки одежд не отличаются особой тщательностью и обозначались просто одними толстыми чертами, сделанные с помощью белил и чернил. Оттенки на волосах и бороде сделаны по белилам и вохре. Колорит новгородских икон вообще мрачный .По сравнению с греческими иконами, новгородские стоят гораздо ниже, они не имеют той смелости кисти, той свободы рисунка, которыми отличались древнегреческие иконы, нет в них и тщательности и чистоты греческого письма и даже краски их не отличаются той светлостью и яркостью, какие наблюдаются в греческих иконах.

Московская школа живописи представлена двумя периодами своей истории. Первоначально Московские иконы в общих чертах были близки к Новгородским и Устюжским, потому что новгородцы и устюжцы были в Москве главными руководителями иконописного дела. Иконы этого периода отличались той же мрачностью вида и желтизной общего колорита – вохра в лицах, вохра в ризах, вохра в палатах, наконец, в свете та же вохра. Но иконы позднего периода уже имеют преимущества перед Новгородскими.Тогда как на Новгородских иконах лица изображаемых святых отличались серьезностью и даже суровостью выражения, на иконах Московских они представлены более мягкими – там важность, здесь – умиление. Колорит Новгородских икон по большей части мрачный, а в Московских – светлый; там полы темные, здесь светлые. В целом Московская икона имеет больше сходства с живописью в собственном смысле, чем Новгородская; она ближе к светлой и живой картине, между тем как Новгородская икона напоминает мрачную аскетическую картину.

Строгановская школа, организованная известными именитыми людьми Строгановыми, сходна с Московской в общем стиле. Ее характерными чертами являются – тщательность в отделке фигур, разнообразие в изображаемых лицах и яркость красок. Особенно высокого совершенства Строгановские живописцы достигли в изображениях мелких предметов – на незначительном пространстве они могли воспроизводить множество мелких фигур, снабжали их многочисленными надписями, которые могут быть разобраны только вооруженным глазом и отделывали все мельчайшие детали с замечательной чистотой.

Надо заметить, что эта характеристика иконописных школ не может быть абсолютной. Иконописцы разных мест и времен усваивали известные иконописные приемы, которыми и отличались одни от других. В. Покровский считает, что этих различий недостаточно чтобы говорить о существовании иконописных школ или художественных направлений в русской иконописи – это лишь «пошибы», или особые приемы, манеры, а не направления. По его мнению, с достаточной определенностью можно говорить лишь об одной школе – Московской, в эпоху ее процветания в 16-17 веках и особенно о школе Царской. Школа эта была правительственным учреждением со специальными целями, ранговыми отличиями иконописцев и инструкциями. Иконописцы, принадлежащие к этой группе находились в ближайшем распоряжении царя – они исполняли, по его приказанию, различные работы в московских соборах, монастырях, приходских церквах и палатах и, подобно чиновникам, пользовались казенным жалованьем. Существовали еще так называемые кормовые иконописцы. Их в случае надобности выписывали из разных мест России. Художественный ценз этих иконописцев был невысоким. От них требовалось уметь писать иконы под руководством избранных знаменщиков и с готовых образцов. Царскую школу времен Алексея Михайловича представлял Симон Ушаков...